Прогноз социально-экономического развития Клинцовского муниципального района Брянской области на среднесрочный период 2021-2023 гг.

11.12.2020

Прогноз социально-экономического развития Клинцовского муниципального района Брянской области на среднесрочный период 2021-2023 гг.

Скачать прогноз с пояснительной запиской

Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития Клинцовского

муниципального района Брянской области на среднесрочный период

2021-2023 гг.

Базой для разработки прогноза социально-экономического развития Клинцовского муниципального района Брянской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов являются основные макроэкономические показатели социально-экономического развития района за предыдущие годы, итоги за отчетный период 2020 года, сценарные условия развития экономики Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

В прогнозе учтены приоритеты и задачи, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», приоритеты и целевые индикаторы, определенные в муниципальных программах, а также ход реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Клинцовском муниципальном районе Брянской области.

Прогноз социально-экономического развития Клинцовского муниципального района Брянской области на 2021 год и на период до 2023 года разработан в двух вариантах.

Согласно сценарным условиям функционирования экономики за основу принят базовый вариант прогноза, который предполагает развитие экономики в условиях сохранения негативных внешних факторов и консервативной бюджетной политики.

Пояснительная записка к прогнозу сформирована по показателям базового варианта прогноза, который взят за основу при формировании бюджета района на 2021 год на плановый период 2022-2023 гг.

НАСЕЛЕНИЕ

На 1 января 2020 года численность постоянного населения составила 17022 человека. По итогам 2019 года уровень рождаемости составил 8,1 человека на 1000 населения (2018 год – 8,4). Уровень смертности составил - 17,3 человек на 1000 населения (2018г – 17,4).

В 2020 году коэффициент рождаемости составит 8,2 человека на 1000 населения, коэффициент смертности населения – 17 человек на 1000 населения. Как следствие, коэффициент естественной убыли населения в 2020 году прогнозируется в размере -8,8 человека на 1000 населения.

В 2021-2023гг. году коэффициент рождаемости прогнозируется на уровне 2020 года и составит 8,2 человека на 1000 населения, коэффициент смертности населения прогнозируется на уровне 2020 – 17 человек на 1000 населения. Как следствие, коэффициент естественной убыли населения в 2020 году прогнозируется в размере -8,8 человека на 1000 населения.

В результате реализации мероприятий национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение» будет наблюдаться улучшение демографической ситуации.

ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

По итогам 2019 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности составил 2740,4 млн. рублей, что составило 121,7 % к уровню 2018г. В том числе по предприятиям обрабатывающих производств – отгружено продукции и   оказано услуг собственного производства на сумму 2329,4 млн. руб. (рост на 20,6%).

Динамика объемов отгруженной продукции в течение 2020 года, показатели работы основных предприятий и организаций района позволяют оценить объем отгруженной продукции в 2020 году в сумме 2984,4 млн. руб., что выше уровня 2019 г. на 9 %.

По базовому варианту развития промышленного сектора в 2021 г. объем отгруженных товаров собственного производства по всем видам экономической деятельности увеличится на 8% (3223,1 млн. руб.), в 2022г. – на 8,2 % (3487,4 млн. руб.), в 2023г. – на 8,4 % (3780,3 млн. руб.).

Ведущая роль в промышленном производстве района принадлежит обрабатывающим производствам.

Весомый вклад в развитие промышленности вносят ведущие предприятия ЗАО «Клинцовский силикатный завод», ООО «Балтком-Юни». Продукция промышленных предприятий района пользуется спросом. Предприятия имеют уже налаженные рынки сбыта. Росту промышленного производства будут способствовать реализуемые проекты по модернизации производства.

Предприятиями этого вида деятельности в 2020 году планируется отгрузить продукции в действующих ценах на 2566,3 млн. руб., что на 9% выше уровня 2019г.

По базовому варианту развития на предприятиях обрабатывающих производств в 2021 г. объем отгруженных товаров составит 2755,7 млн. руб. (107,4%), в 2022 г.– 2981,7 млн. рублей (108,2 %), в 2023 г. – 3232,2 млн. рублей (108,4 %).

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

В целях увеличения производства продукции сельского хозяйства и для достижения целевых показателей программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей всех категорий из областного и федерального бюджетов.

На средства, выделяемые по программам и мероприятиям АПК сельхозтоваропроизводителям субсидируется приобретение семян сельскохозяйственных культур, племенного скота, минеральных удобрений, техники и других материальных ресурсов, строительство, реконструкция животноводческих помещений, подготовка кадров для села.

В 2019   году объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств составил 1995,8 млн. рублей или 106,85 % в сопоставимых ценах к уровню 2018 года. Доля продукции растениеводства в общем объеме производства составила 59,8% (1193,1 млн. рублей), животноводства – 40,2% (802,7 млн. рублей). Сельхозтоваропроизводителями всех форм собственности произведено мяса 4,4 тысячи тонн, что в 2,1 раза больше уровня 2018 года, молока – 13,9 тысяч тонн (98 %), яиц – 6,2 млн. штук (105 %). Производство зерна составило 57 тыс. тонн, что ниже уровня прошлого 2018 года. Произошло увеличение производства картофеля в 3 раза и на 8,1% овощей, валовой сбор которых составил 35,1 тыс. тонн и 3,3 тыс. тонн соответственно.

     Объем производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2020 году оценивается в 1860,7 млн. рублей или 89,8 % в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, в том числе продукции растениеводства – в 1050,1 млн. рублей (84,7%), продукции животноводства – в 810,5 млн. рублей (97,56 %), в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией.

    В 2021 году прогнозируется объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий до 1970,3 млн. рублей, индекс производства продукции сельского хозяйства составит 99,34 % к уровню 2020 года, в том числе по продукции растениеводства – 102,22% и продукции животноводства – 101,95 %.

    В 2022-2023 годах прогнозируется индекс производства продукции сельского хозяйства в размере 100,01-101,5 процента, в том числе по продукции растениеводства – 100,18-101,33 процента и продукции животноводства – 99,85-102,3 процента. Прогнозируемый объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составит 2045,3 млн. рублей, в 2023 году – 2165,4 млн. рублей.

Благодаря участию в различных программах и мероприятиях, используя собственные и привлеченные средства, сельхозтоваропроизводители наращивают с каждым годом производство продукции и будут продолжать это делать.

    В области реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области» на период 2019-2024 годов. Заключены соглашения по реализации программы между муниципальными районами и Правительством области, аналогичные соглашения между Правительством Брянской области и Министерством сельского хозяйства РФ.

В настоящее время актуальна тема по эффективности использования земельных ресурсов, поэтому в районе продолжается работа по вводу в оборот неиспользованных сельскохозяйственных угодий путем проведения культуртехнических мероприятий, что повлечет за собой рост посевных площадей. 

ИНВЕСТИЦИИ

За 2019 г. объем инвестиций в основной - капитал за счет всех источников финансирования составил 231,6 млн. руб., что ниже уровня 2018 г.

Наибольшие объемы инвестиций направлены на модернизацию инфраструктуры и обновление основных фондов предприятий.

В общем объёме инвестиций средства предприятий составляют 72,8%, бюджетные средства 27,2 %.

По инвестиционной адресной программе выполнено строительство водопроводной системы протяженностью 2,9 км в п. Малая Топаль, ремонт системы водоснабжения в с. Рожны.

В п. Первое Мая и в с. Ольховка за счет бюджета Первомайского сельского поселения выполнены работы по благоустройству территорий и установлены детские площадки.

В рамках реализации муниципальных программ «Формирование современной городской среды» проведено обустройство сквера в п. Чемерна.

В текущем году в рамках национального проекта «Культура малой Родины» выполнен ремонт Первомайского Дома культуры.

В рамках проектов инициативного бюджетирования создана и обустроена площадь Славы в с. Медведово, братская могила воинам с. Малая Топаль, завершаются работы на мемориальном комплексе «Речечка».

Реализованы проекты по модернизации производств ЗАО "Клинцовский силикатный завод", ООО «Балтком-Юни».

В 2020 году ожидается снижение объема инвестиций в основной капитал на 20 %, который оценивается в размере 196,6 млн. руб.

В рамках реализации инициативного бюджетирования району и 7-ми сельским поселениям выделены средства областного бюджета в сумме 5,2 млн. рублей на реализацию проектов по благоустройству сельских территорий, которые освоены в полном объеме.

В рамках реализации государственных программ «Формирование современной городской среды» выполнены работы по благоустройству дворовой территории п. Чемерна ул. Строительная д. 25А, д. 25Б на сумму 1,2 млн.руб.

В рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» (2014 – 2020 годы) государственной программы «Обеспечение реализации государственных полномочий в области строительства, архитектуры   и   развитие   дорожного   хозяйства   Брянской области» (2014 - 2020 годы) в 2020 году выполнен ремонт 3-х участков автомобильных дорог общего пользования местного значения.

─           Капитальный ремонт автомобильной дороги с. Коржовка-Голубовка до п.Сурецкий Муравей на участке км 4+730 до км 5+200 в Клинцовском районе Брянской области – объем финансирования 4,1 млн.руб.;

─           Капитальный ремонт участка автомобильной дороги по ул. Ленина с. Коржовка-Голубовка от перекрестка с ул. Комсомольская до автомобильной дороги «с. Коржовка-Голубовка - п.Сурецкий Муравей» - объем финансирования 3,8 млн.руб.;

─           Капитальный ремонт участка автомобильной дороги по ул. Центральная с. Ольховка Клинцовского района Брянской области - объем финансирования 4,7 млн.руб.

- Ремонт участка автомобильной дороги по ул. Октябрьская пос. Оболешево Клинцовского района Брянской области – объем финансирования 2 млн.руб.;

В рамках мероприятий по решению вопросов местного значения, инициированных органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области, проектов "Решаем вместе" ведется благоустройство 9 населенных пунктов на общую сумму 4,4 млн. руб.

По программе "Развитие здравоохранения Брянской области" осуществляется строительство ФАПа в н.п. Лопатни Клинцовского муниципального района Брянской области на сумму 14 млн.руб. за счет средств федерального бюджета.

Завершено проведение капитальных ремонтов ФАПов, а именно:

Киваевский ФАП на сумму 1,9 млн.руб.  

Первомайский ФАП на сумму 640 тыс.руб.

Смотровобудский ФАП на сумму 1,2 млн.руб.

Ведется строительство коровника на 200 голов в к-зе «Прогресс».

В основе разработки прогноза на 2021-2023 гг. по инвестиционным вложениям в основной капитал лежат прогнозные   задания целевых федеральных и областных программ, муниципальной программы «Реализация полномочий органов местного самоуправления Клинцовского муниципального района Брянской области" и   прогнозные оценки   предприятий и организаций района.

Темп роста инвестиций в основной капитал оценивается на уровне 104,58 % в 2021г., 104,1% в 2022 г., 104,47% в 2023г. и соответственно составит 216,3 млн. руб., 236,2 млн. руб. и 258,6 млн. руб.

Ведущую роль в финансировании инвестиций по-прежнему займут собственные средства предприятий и организаций. На их долю приходится более 70%. В перспективе будут продолжены работы по модернизации, реконструкции в ЗАО "Клинцовский силикатный завод", ООО «Балтком-Юни», ООО «Брянская мясная компания» АПХ «Мираторг», к-з Прогресс, СПК Родина, ООО «Русское молоко», ООО «Меленский картофель» и других предприятиях.

Централизованные капитальные вложения будут направлены на выполнение мероприятий целевых программ, на поддержку объектов, включаемых в адресную инвестиционную программу и, в первую очередь, на объекты социальной сферы и решение жилищных вопросов.

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Основными во взаимоотношениях региональных, муниципальных властей и субъектов предпринимательской деятельности остаются формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки. Эффективным механизмом государственной поддержки малого предпринимательства является подпрограмма "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области" государственной программы "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области".

В 2019 году на территории района осуществляли хозяйственную деятельность 39 малых предприятий, среднесписочная численность работников составила 554 чел. Оборот малых предприятий по всем видам деятельности достиг 194,5 млн. рублей или 103,87 % в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.

К концу 2020 года количество малых предприятий составит 38 со среднесписочной численностью работающих 520 чел. Оборот малых предприятий оценивается в размере 195 млн. рублей, при темпе роста в действующих ценах -100,26 %.

В прогнозируемом периоде количество малых предприятий увеличится и составит в 2021 году 40 предприятий со среднесписочной численностью работников 530 чел.

Оборот малых предприятий составит в 2021 году 202 млн. рублей (увеличится к 2020 году на 3,6 %).

Количество малых предприятий в 2022 году 42 предприятия со среднесписочной численностью работников 540 чел.

Оборот малых предприятий составит в 2022 году 210 млн. рублей (увеличится к 2021 году на 3,9 %).

Количество малых предприятий в 2023 году 45 предприятия со среднесписочной численностью работников 550 чел.

Оборот малых предприятий составит в 2023 году 218,5 млн. рублей (увеличится к 2022 году на 4,0 %).

Поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться в рамках мероприятий муниципальной программы "Реализация полномочий органов местного самоуправления Клинцовского муниципального района Брянской области".

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ КЛИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Доходы консолидированного бюджета Клинцовского муниципального района Брянской области в 2019 году составили 365,0 млн. рублей или 104,0 процента к уровню 2018 года. Общий объем налоговых и неналоговых платежей увеличился на 15,4 процента и составил 116,7 млн. рублей.

Безвозмездные поступления уменьшились на 0,7 процента и составили 248,3 млн. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета увеличились на 23 процента (4,3 млн. рублей), субвенции из федерального бюджета – на 6,1 процента (9,4 млн. рублей), дотации из федерального бюджета уменьшились на 21,2 процента (16,3 млн. рублей).

Расходы консолидированного бюджета Клинцовского муниципального района Брянской области в 2019 году составили 371,8 млн. рублей, увеличились по сравнению с 2018 годом на 9,3 процента. Основной удельный вес в расходах в 2019 году занимали расходы на образование (59,7 процентов в общем объеме расходов). Их объем в 2019 году увеличился на 5,9 процента к уровню 2018 года и составил 222,0 млн. рублей.

Расходы на культуру, кинематографию увеличились на 4,6 процента и составили 20,4 млн. рублей. Расходы на социальную политику увеличились на 16,4 процента и составили 24,1 млн. рублей. По итогам 2019 года сложился дефицит финансовых ресурсов в сумме 6,7 млн. рублей.

Доходы консолидированного бюджета Клинцовского муниципального района Брянской области в 2020 году оцениваются в сумме 409,2 млн. рублей или 112,1 процента к уровню 2019 года. Общий объем налоговых и неналоговых доходов составит 132,2 млн. рублей, увеличившись на 13,3 процента к уровню 2019 года.

Безвозмездные поступления увеличатся на 11,6 процента по сравнению с 2019 годом и составят 277,0 млн. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета увеличатся в 1,9 раза (21,0 млн. рублей); субвенции из федерального бюджета увеличатся на 6,2 процента (10,1 млн. рублей); дотации из федерального бюджета уменьшаться на 17,6 процента (10,7 млн. рублей).

Расходы консолидированного района в 2020 году составят 424,7 млн. рублей или 114,2 процента к 2019 году. Расходы на социально-культурные мероприятия увеличатся на 13,4 процента и составят 308,9 млн. рублей, в том числе:

на образование – увеличились на 14,4 процента (254,2млн. рублей);

на культуру, кинематографию – уменьшились на 1,5 процента (25,6 млн. рублей) за счет уменьшения межбюджетных трансфертов.

на социальную политику – увеличились на 20,7 процента (29,1млн. рублей).

Дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в 2020 году оценивается в сумме 15,4 млн. рублей.

При формировании консолидированного бюджета района на 2021 -2023 годы учтены планируемые изменения налогового законодательства и прогнозные показатели социально-экономического развития района до 2023 года.

Доходы консолидированного бюджета района на 2021 год определены в сумме 386,9 млн. рублей, что на 5,4 процента меньше оценки 2020 года. Налоговые доходы прогнозируются в сумме 133,8 млн. рублей, что на 1,2 процента больше уровня 2020 года.

С 2021 по 2023 годы безвозмездные поступления из областного бюджета прогнозируются в объемах 253,1 млн. рублей, 245,1 млн. рублей и 222,0 млн. рублей соответственно.

Расходы консолидированного бюджета района в 2021 году определены с учетом безусловного исполнения социальных обязательств, повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы. Объем расходов консолидированного бюджета в 2021 году оценивается в сумме 386,9 млн. рублей или 91,1 процента к оценке 2020 года.

Расходы на социально-культурные мероприятия уменьшатся на 7,2 процента и составят 286,6 млн. рублей, в том числе:

на образование – уменьшатся на 4,2 процента (243,4 млн. рублей); Уменьшение за счет сокращения межбюджетных трансфертов; на культуру, кинематографию – уменьшатся на 30,1 процента (17,9 млн. рублей). Уменьшение за счет сокращения межбюджетных трансфертов; на социальную политику – уменьшатся на 15,8 процента (24,5 млн. рублей). Уменьшение за счет сокращения межбюджетных трансфертов. Дефицит отсутствует.

Доходы консолидированного бюджета района на 2022 год определены в объеме 364,2 млн. рублей, что на 5,9 процента меньше уровня 2021 года. Общий объем налоговых и неналоговых доходов составит 119,1 млн. рублей, что на 11,0 процента меньше, чем в 2021 году. Расходы консолидированного бюджета района на 2022 год определены в сумме 364,2 млн. рублей, что меньше уровня 2021 года на 5,9 процента. Дефицит отсутствует.

Доходы консолидированного бюджета района на 2023 год определены в объёме 346,6 млн. рублей, что на 4,8 процента меньше, чем в 2022 году. Общий объем налоговых и неналоговых доходов составит 124,6 млн. рублей (больше на 4,6 процента). Расходы консолидированного бюджета района на 2023 год уменьшатся на 17,6 млн. рублей и составят 346,6 млн. рублей (больше на 4,8 процента). Дефицит отсутствует.

Муниципальный долг в районе отсутствует.

РЫНОК ТРУДА

Ситуации на рынке труда района в 2019г. оставалась стабильной. Уровень официально зарегистрированной безработицы снизился и составил 0,6 % к численности экономически активного населения. По итогам года номинальная заработная плата по полному кругу предприятий увеличилась на 17 % и сложилась в размере 22 215,60 руб.

По оценке за 2020 год численность зарегистрированных безработных составит 165 человек, что значительно выше уровня 2019 г., уровень зарегистрированной безработицы составит 1,9%.

В прогнозируемом периоде 2021-2023гг.планируется снижение регистрируемой безработицы.

В связи с изменением «Закона о занятости» проведением пенсионной реформы – увеличиваются размер пособий для населения предпенсионного возраста. Поэтому ожидается небольшой рост численности населения, зарегистрированного в службе занятости района.

Среднегодовая численность работников предприятий и организаций в 2020 году сохранится на уровне и составит 2,8 тыс. человек. Не произойдет значительных изменений в структуре занятости по видам экономической деятельности. Наибольший удельный вес занятых будет сосредоточен в обрабатывающих производствах.

Номинальная заработная плата по полному кругу предприятий в 2020 году оценивается в размере 24 000 руб. с ростом на 8 % к уровню 2019 года.

По прогнозу в 2021-2023 годах сокращение численности работников предприятий и организаций будет иметь тенденцию к снижению, это обусловлено реализацией инвестиционных проектов.

В целом по району прогнозируется рост среднемесячной заработной платы в 2021 году – на 4,85 % (25 163,80 руб.), в 2022 году – на 6,56 % (26 813,70 руб.), в 2023 году – на 6,53% (28 563,70руб.).

 

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

Потребительский рынок района является ключевым фактором экономического роста для отраслей, ориентированных на внутренний спрос.

Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в районе.

Объем розничного товарооборота по всем каналам реализации за 2019 г. составил 810 млн. руб. Индекс физического объема розничного товарооборота 96,03 %. Товарооборот на одного жителя села составил 47,6 тыс. руб.

Основным источником рабочих мест для малого бизнеса продолжает оставаться сфера торговли и услуг, при этом торговля в настоящий момент является наиболее успешной отраслью экономики.

На территории района функционируют 103 торговых предприятия, из них 21 % предприятия потребительской кооперации, 79 % – частной формы собственности.

Торговое обслуживание населения отдалённых пунктов осуществляется посредством выездной торговли (система райпо, частные предприниматели).

В рамках мер, направленных на улучшение торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, в районе утверждены графики выездной торговли, за населенными пунктами, закреплены конкретные торговые предприятия и индивидуальные предприниматели, утверждены схемы размещения нестационарных объектов. Осуществляется постоянный контроль за обеспечением отдалённых пунктов продуктами питания.

В 2020 году в связи со сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуацией оборот розничной торговли оценивается в объёме 790,7 млн. руб. с индексом физического объема 94,41%.

В 2021-2023 годах в результате постепенного роста реальных доходов населения, восстановления платежеспособного спроса оборот розничной торговли прогнозируется с ростом на 6 % к уровню 2020 года.

В 2021 году объем оборота розничной торговли составит 822 млн. руб., в 2022г. –856 млн. руб., в 2023 году – 893 млн. руб.

Товарная насыщенность потребительского рынка будет носить устойчивый характер и в полной мере соответствовать платежеспособному спросу населения на важнейшие продукты питания, товары легкой промышленности и культурно-бытового назначения.

В прогнозируемом периоде резких изменений в макроструктуре оборота розничной торговли не ожидается, удельный вес продовольственных товаров сохранится на уровне 55% в общем объеме оборота.

Тенденции, сложившиеся на потребительском рынке, отразились и на динамике платных услуг. Объем платных услуг, оказанных населению в 2019 году составил 80,2 млн. руб., снижение на 21,7 % к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах).

Видовая структура объема платных услуг носит устойчивый характер и на 65 % сформирована за счет жилищно-коммунальных услуг.

Сеть общественного питания составляют 5 предприятий, из них– 2 закусочных.     

В 2020 году объем платных услуг населению оценивается со снижением на 21% к уровню 2019г. в объеме 65,7 млн. руб.

В 2021-2023 годах прогнозируется объем платных услуг с ростом до 1,7%, который составит соответственно 68,5 млн. руб., 72 млн. руб., 76,3 млн. руб.

  

Начальник отдела экономики

администрации Клинцовского района                                                                          А.Г.Егельская




Возврат к списку